«Part-time обучение в условиях цифровизации профессионального образования»

Краткое сведение по научно-исследовательскому проекту АР 14872018 «Part-time обучение в условиях цифровизации профессионального образования» на 2022 год

Решение ННС 179/30-22-24 от 15-19.08.2022

Договор № 279/30-22-24 от «18» октября 2022 г

Руководитель проекта: к.п.н., доцент Медешова А.Б

Члены исследовательской группы:

Кушеккалиев А.Н., к.ф-м.н., доцент

Акимова С.М., старший преподаватель, магистр

Курмашева Д.Н., старший преподаватель, магистр

Имангалиев М.М., старший преподаватель

Кайсағалиева Д.Л., бухгалтер

Адельбаева Н.А., д.ист.н., к.п.н., доцент

Бакытжанова Г.Б., магистр

1

Рart-time оқыту мен кәсіби білім беруді цифрландырудың шетелдік және отандық тәжірибелерін талдау

Изучен теоретический и практический опыт, распространенный за рубежом. Были обобщены и проанализированы материалы научных трудов по цифровизации образования зарубежных (Sue Jackson, Magda Rokicka, Silke Heuse,Вайнштейн Ю. В., Вайндорф-Сысоева М. Е., Строков А. А., Корбит П. А., Полупан К. Л.,) и отечественных ученых (Кусайнов А. К.,Шарипбай А. А., Балыкбаев Т. О., Нурбекова Ж. К., Тажигулова А. И., Артыкбаева Е. В., Нургалиева Г. К. и др.). В ходе исследования опубликована статья на тему «Модели современных университетов",

1.1

Шетелдердегі маман даярлауда рart-time оқытуды жүзеге асыру тәжірибесін теориялық талдау

Изучены подходы и практика применения part-time обучения за рубежом. Исследован опыт обучения part-time в США, Европе, Азии, России. Проведен сравнительный анализ форматов full-time и part-time обучения, проанализированы преимущества и различия. Определены различные методики part-time обучения (очно-заочное, заочное, online, online-offline, смешанное/гибридное) в рассматриваемых странах.

1.2

Әлемнің жетекші елдеріндегі цифрлық білім берудің теориялық-тұжырымдамасы мен практикасына арналған іргелі еңбектер мен шетелдік және отандық әдебиеттерді талдау, жүйелеу

Проанализированы зарубежная и отечественная теоретическая концепция и практика цифрового образования, выявлены закономерности и тенденции развития. Были проанализированы и систематизированы результаты анализа цифровых стратегий (Digital strategy) Германии, Венгрии, Эстонии, Сингапура, Южной Кореи, России и государственной программы Республики Казахстан «Цифровой Казахстан» за 2017 год, «Концепции развития информационно-коммуникационных технологий и цифровой отрасли», утвержденной приказом №961 от 30 декабря 2021 года.

1.3

Цифрлық білім беру арқылы рart-time оқытудың шетелдегі функционалдық практикасын, трансформациялау мен жаңғыртылуын педагогикалық зерттеу

Проведен и обобщен теоретический анализ научно-методических работ по теме исследования. В практике цифровизации высшего образования США установлено, что заочное обучение трансформируется в онлайн-обучение и открытое образование. Здесь дистанционное обучение воспринимается в качестве преемника заочного образования (Л. Юань, С. Пауэлл). В результате трансформации заочного обучения в дистанционное обучение с помощью информационных технологий контингент студентов в 1980-е годы достиг 300 тыс. человек, и до настоящего времени этот показатель непрерывно растет. В странах Европы в рамках "Плана услуг цифровой трансформации образования" определена структура онлайн курса, сочетающая рart-time обучение с онлайн обучением, разработкой онлайн курсов. Изучена структура и технология платформ Moodle, SCORM, Blackboard, Coursera, Lectorium, Stepik и др. По теоретическим исследованиям опубликован тезис доклада на тему «Цифровая трансформация образовательного процесса.»

1.4

Кәсіби білім беруді цифрландыру жағдайында Қазақстандық рart-time оқытудың педагогикалық моделін құру

Начато разработка педагогической модели казахстанского рart-time обучения. В ходе исследования, опираясь на научно-методические труды, были разработаны прототипы казахстанской модели рart-time обучения. Разработаны содержания образования, формы обучения, варианты моделей: «Система рart-time обучения», «Структура рart-time обучения», «Кейс-технология в формате Part-time обучения», характеризующие взаимосвязь между обучающимся и преподавателем/вузом.

2.1

Қазақстандағы кәсіби білім беру жүйесіне қашықтан оқыту технологиясын жаңғырту бойынша ғылыми және аналитикалық талдау, есептік материалдарды жинау

Проведен научный анализ трансформация технологии дистанционного обучения. Изучены практики трансформации заочного обучения в дистанционное в казахстанских вузах. По отчетным материалам вузов последних лет были проанализированы правила дистанционного обучения и практика его внедрения. Была подготовлена и опубликована статья «Distance Learning Activation in Higher Education» (European Journal of Contemporary Education. 2022. 11(3), E-ISSN 2305-6746 2022. 11(3): 831-845. DOI: 10.13187/ejced.2022.3.831).