С 8 по 13 февраля 2021 года на физико-математическом факультете ЗКУ им.М. Утемисова прошла традиционная методическая неделя на тему: «Современные методы преподавания физики, математики и информатики». Цель проведения методической недели - дать возможность преподавателям факультета обменяться накопленным опытом с другими преподавателями, познакомиться с новыми формами, способами и методами работы в условиях дистанционного формата обучения друг у друга и у опытных коллег. В рамках методической недели, согласно утвержденному плану, были проведены открытые лекционные и практические занятия, организованы семинары и мастер-классы.
Задачи методической недели:
- Рассмотреть проблемы совершенствования подготовки квалифифицированных специалистов; Обменяться опытом разработки и внедрения новых методик обучения и воспитания студентов;
- Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава факультета;
- Обмен опытом, передача передового опыта начинающим преподавателям,
- Обсудить методики применения новых технических средств обучения или их комплексов; организации занятий.
- Познакомиться с новыми, наиболее эффективными методиками и приемами дистанционного обучения, методиками применения различных технических средств обучения.
Методическая неделя началась с открытого занятия старшего преподавателя кафедры физики, магистра ИскалиевойА.У., которая провела лекционное занятие для студентов группы Физ/англ-1 по дисциплине «Механика» на тему «Законы движения Ньютона» в режиме офлайн, для дистанционного посещения занятия была организована
![]() |
![]() |
zoom-конференция. Занятие было проведено на английском языке. Лекция была проведена на высоком методическом уровне: для лучшего восприятия студентами материала на английском языке были использованы презентация, Phet Interactive Simulations, виртуальный конструктор, набор устройств для визуального восприятия и изучения физических терминов и законов на английском языке. Объяснение формул и законов сопровождалось использованием доски, акцент делался на физических определениях, значения и перевод отдельных терминовзаписывались в глоссарий.
![]() |
Лекционное занятие старшего преподавателя кафедры математики, магистра Айтеновой Г.М. было проведено в онлайн режиме для студентов групп МФ-23 и МИ/у-23 по дисциплине «Дифференциальные уравнения» на тему: «Однородные дифференциальные уравнения первого порядка. Задача Коши». В ходе лекции на конкретных примерах были рассмотрены: отличие однородных дифференциальных уравнений от других типов дифференциальных уравнений, принципы и используемые технические приемы решения однородных уравнений. Преподавателем были продемонстрированы эффективные приемы управления вниманием студентов, стимулирования их активности на занятии.
![]() |
Преподавателем кафедры информатики, магистром Насыровой Б. С. было проведено открытое занятие по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии» на английском языке для студентов 1 курса образовательной программы Биология-География (группа БГ-11) естественно-географического факультета в офлайн формате. В качестве экспертов на занятии присутствовали: доцент кафедры информатики, к.с.н. Абулкасова Д. Б., старший преподаватель, магистр Маннапова Т.М., преподаватель кафедры математики, магистр Жәшім Н.Б., а также заместитель декана естественно-географического факультета по учебной работе Абдырахман А. К. Занятие на тему «Human computer interaction» было проведено на английском языке, были рассмотрены способы взаимодействия человека и компьютера, типы интерфейсов. Следует отметить хорошее владение английским языком студентов Косанова Н., Карагаевой З., Жулкашевой И., подготовивших презентации по теме занятия. По окончании занятия были подведены итоги и состоялось обсуждение результатов занятия, эксперты поделились своими предложениями и рекомендациями по методике проведения занятий на английском языке.
![]() |
Особый интерес ППС, студентов и магистрантов факультета вызвал семинар: «STEM - новый тренд образовательной программы», организованный заведующим кафедрой физики, ст. преподавателем Имангалиевой Б.С. и преподавателем Есенгалиевой А.Н. (09.02.2021г.) Семинар проходил в формате онлайн-конференции ZOOM, в нем приняли участие преподаватели факультета, методист учебно-методического отдела Маденова Л. Н., магистранты и студенты. Целью учебно-методического семинара было определение потребности в технологии STEM при реализации образовательных программ и реализации государственной программы «Цифровой Казахстан». На семинаре были рассмотрены история и теории технологии STEM; вопросы, проблемы внедрения технологии STEM в образовательный процесс - отечественный и зарубежный опыт; опыт использования STEM технологии в учебном процессе по образовательным программам кафедры физики.
Образцом организации, эффективной методики проведения занятий и использования технических средств обучения в условиях дистанционной формы обучения были продемонстрированы старшим преподавателем кафедры информатики Мухамбетовой Г.Г. (10.02.2021 г.) на открытой лекции по дисциплине «Язык программирования C#». Для студентов групп И-31, ИС-31, ВТиПО-31. На занятии, которое проводилось в режиме онлайн присутствовали заведующая кафедрой информатики Хамзина А. А. и старший преподаватель кафедры Амантурлина Г. К.
В начале лекции, для закрепления материала целью определения понимания студентами понятия цикла в языке программирования преподавателем был использован метод ассоциаций.
![]() |
![]() |
Для повторения понятия, функций и типов циклов в языке программирования С++, которые они изучали ранее, студенты были разделены для работы в сессионных залах на 6 пар в платформе ZOOM. На работу в паре отводилось 5 минут, после чего каждая пара объединялась в небольшую группу и работала с 3 группами.
![]() |
![]() |
После возвращения студентов в общий зал, каждая группа приняла участие в обсуждении темы. В основной части лекции была показана видеолекция по теме «Оператор цикла на языке C# и его виды». В конце занятия студентам было дано задание выполнить Google-тест, который был показан на экране.
Студенты полностью были вовлечены в процесс обучения, цель занятия была достигнута.
11.02.2021 г. заведующей кафедрой физики, ст. преподавателем Имангалиевой Б. С. в онлайн формате было проведено занятие для студентов группы Физ-31 по дисциплине «Теория физического эксперимента в школе». Преподаватель познакомила студентов с инструментами, необходимыми для проведения эксперимента в режиме ZOOM-конференции. В начале занятия были обобщены знания студентов по рассматриваемой теории, затем продемонстрировано оборудование, необходимое для эксперимента при определении центра масс физических тел, дано пояснение методики его проведения в школе. Были рассмотрены несколько ситуационных задач в качестве обратной связи, при этом задания были подобраны с учетом того, чтобы студенты могли выполняить его в домашних условиях.
![]() |
![]() |
Преподаватель кафедры математики, магистр Узакбаева Г. А. провела практическое занятие в группе МИ – 11 (11.02.2021 г.) по дисциплине «Алгебра и теория чисел» на тему: «Система линейных уравнений». В начале занятия преподавателем был проведено обзорное повторение материала лекции, затем студенты были разделены на три группы: « Крамер», «Гаусс», «Матрица» для решения задач. Каждая группа должна была обосновать предложенные решения. Работа каждой команды была оценена в конце занятия. Метод работы в команде или групповой метод, применненный преподавателем способствовал активации интереса студентов и эффективному усвоению темы занятия.
![]() |
![]() |
В заключении методической недели были проведены: интеллектуальный конкурс «Математик-бизнесмен» среди студентов 1 курса образовательных программ «Математика-физика» и «Математика-информатика» (преподаватели кафедры математики, магистры Узакбаева Г. А. и Н. Б. Жәшім) и мастер-класс «Методы организации обратной связи при дистанционном обучении» (доцент кафедры информатики, к.п.н. Медешова А.Б.).
![]() |
![]() |
Целью интеллектуального конкурса «Математик-бизнесмен» было развитие интереса студентов к математике, развитие логики и расширение кругозора. Конкурс включал три этапа: «История математики», «Логические вопросы» и «Подумай и найди». В конкурсе приняли участие 3 группы. В качестве жюри в конкурсе приняли участие преподаватели кафедры математики: заведующая кафедрой Маутеева С. М., доцент, к.ф.н. Жумагалиева А. Е., старшие преподаватели Кадырбаев М. М., Орлова Л. Г., Айтенова Г. М. Конкурс получился очень интересным и увлекательным. Студенты продемонстрировали свою предприимчивость и смекалку. По результатам конкурса дипломом 1 степени награждена группа МИ-11, дипломом 2 степени-группа МФ-13 и дипломом 3 степени-группа МФ-11. Интеллектуальный конкурс «Математик-бизнесмен» завершился награждением студентов.
Особенностью педагогических технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Главным моментом в педагогических технологиях дистанционного обучения становится визуализация мысли, информации, знаний, создание новых способов коммуникации между педагогом и обучающимся. Согласно утверждению Бил Гейтса, сила обратной связи велика, так как эта миссия приносит эффективные результаты. Эффективная обратная связь является залогом успешности дистанционного обучения. Целью мастер-класса «Методы организации обратной связи при дистанционном обучении», проведенного доцентом кафедры информатики, к.п.н. Медешовой А.Б. было рассмотрение эффективных Интернет-ресурсов для организации образовательного пространства. Доцент Медешова А.Б. поделилась с участниками мастер класса – преподавателями, магистрантами и студентами опытом использования таких платформ, как LearningApps, Google Jamboard, OnlineTestPad, WhatsApp, Poll Everywhere.
Следует отметить, что в ходе методической недели открытые занятия и мастер-классы были проведены преподавателями факультета по наиболее сложным и недостаточно разработанным в методическом отношении темам. Преподавателями факультета были продемонстрированы образцы организации и методики проведения занятий, методы эффективного использования технических средств обучения, учебно-методические и информационно-методические ресурсы, необходимые для успешной реализации учебного процесса как в офлайн, так и онлайн режимах, новые информационные технологии и методы их применения в условиях дистанционной формы обучения. Начинающие преподаватели получили помощь в организации и методике проведения занятий, осуществления контроля занятий. Проведенная методическая неделя, безусловно, будет способствовать повышению уровня методической компетентности и дальнейшему совершенствованию профессионального мастерства преподавателей факультета.